Спор государственных “Газпрома” и “Роснефти” за контроль над экспортом СПГ в страны АТР резко обострился. В “Газпроме” назвали проект “Роснефти” по строительству СПГ-завода на Сахалине избыточным и усомнились в реальности экспортных контрактов нефтекомпании. В “Роснефти” же считают, что “Газпром” просто боится растущей борьбы за рынок. Источники уверены, что конфликт госкомпаний связан с распределением ресурсов газа, пишет “Коммерсантъ”.
“Газпром” и “Роснефть” вчера обменялись резкостями, раскритиковав планы друг друга по экспорту сжиженного газа (СПГ). Глава управления координации восточных проектов “Газпрома” Виктор Тимошилов заявил, что “Роснефти” нецелесообразно строить СПГ-завод на Сахалине: “Проект носит избыточный характер с учетом инвестиций, которые в предыдущие годы были сделаны: это и газопровод Сахалин—Хабаровск—Владивосток, и инвестиции в рамках проекта “Сахалин-2″ (у “Газпрома” в нем 51%.— ред.), в рамках которого гораздо легче расширить существующие мощности”. По его мнению, созданная “Газпромом” инфраструктура позволит избежать этих затрат.
“Роснефть” планирует запустить СПГ-завод (на 5 млн тонн с возможным удвоением) стоимостью $15 млрд не позднее 2018 года. Газ на него будет поставляться из ресурсной базы “Роснефти”, на втором этапе возможно использование газа с “Сахалина-1″ (у госкомпании 20%, еще 30% — у ExxonMobil, которая будет партнером по СПГ-заводу). Газ с первой очереди уже законтрактован Vitol, Marubeni и Sodeco.
Но “Газпром” также пытается договориться о покупке газа с “Сахалина-1″ — для газификации Дальнего Востока и расширения СПГ-завода “Сахалина-2″ (10 млн тонн). Во вторник зампред правления “Газпрома” Александр Медведев, отвечая на вопрос о ресурсах для третьей очереди завода, сказал: “Если бы эта проблема была решена, мы бы уже давно все построили”. Еще один СПГ-завод мощностью до 15 млн тонн монополия планирует построить во Владивостоке, газ туда планировали поставлять с “Сахалина-1″ и “Сахалина-3″ “Газпрома”. Но источники на рынке говорят, что “Газпром” предлагает цены “существенно ниже рыночных”, хотя в странах АТР они самые высокие в мире. По словам одного из собеседников, “Газпром” предлагал “Роснефти” порядка $1,5 за BTE ($50 тыс. кубометров), а цена на японском рынке около $15 ($500).
Вчера Виктор Тимошилов еще раз отметил, что монополия готова купить газ “Сахалина-1″. В “Газпроме” уверяют, что “протягивают руку помощи не только инвесторам, но и государству, которое является стороной раздела продукции в этом соглашении”. При этом Виктор Тимошилов усомнился, что у “Роснефти” есть реальные контракты на поставки СПГ, о которых заявлялось в июне. Он полагает, что это “просто договоренность, которая не несет никаких обязательств”.
В “Роснефти” же считают, что “Газпром” просто боится: ее проект “потенциально изменит рынок не в пользу конкурентов, что не может не вызывать у них беспокойства”. “Роснефть” и ExxonMobil оценили эффективность проекта и не нуждаются в дополнительных оценках конкурентов, отметили в компании. Источник, близкий к “Сахалину-1″, рассказал, что монетизация добываемого газа обсуждалась несколько лет и вариант СПГ-завода показался наиболее выгодным.
По оценкам Минэнерго, к 2020 году на Сахалине можно добывать 47 млрд кубометров газа — это меньше, чем нужно для заявленных СПГ-проектов. Расширенному “Сахалину-2″ потребуется 21 млрд кубометров, “Владивостоку СПГ” — 14 млрд кубометров, “Роснефти” — 7 млрд кубометров. Около 7 млрд кубометров будут потреблять регионы. Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research считает, что “Газпром” пытается укрепить позиции до либерализации экспорта СПГ: он хочет развиваться на высокопремиальном азиатском рынке, но такие планы есть и у “Роснефти”. Отсутствие же газа “Сахалина-1″ может замедлить ввод очереди “Сахалина-2″, а “Газпрому” придется выбирать между ним и заводом СПГ во Владивостоке.
|